Игра «Этикет поведения и общения» (2 класс)
Зорина О.В.
(воспитатель учебно-воспитательного комплекса «Школа гуманитарного труда»
Херсонского областного совета)
ЦЕЛЬ:
·
обобщение
и систематизация знаний по теме «Этикет поведения и общения».
ЗАДАЧИ:
·
дать
представление о различных способах общения;
·
обратить
внимание на важность невербальных способов общения;
·
дать
возможность потренироваться в невербальных способах самовыражения;
·
обучение
основам эффективного и безопасного общения;
·
формирование
коммуникативного потенциала личности.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ
МАТЕРИАЛ:
·
карточки
с заданиями,
·
эмблемы,
·
игрушки
с сигналами,
·
призы
для награждения.
Ход игры
1. Психологический
настрой
1 чтец - Настанет, друзья,
счастливое время,
Настанут
чудесные дни:
Ребята
приветливы будут со всеми,
Грубить
перестанут они.
2 чтец - Не будет детей
нехороших,
Придут
золотые года,
И
в комнату люди в калошах
Не
будут входить никогда.
3 чтец - Подует ветер
свежий,
Фиалки
расцветут,
Исчезнут
все невежи,
Навеки
пропадут.
4 чтец - Распустятся
фиалки,
Зимой
придёт весна,
И
в школьной раздевалке
Настанет
тишина.
5 чтец - Пусть
грубость исчезнет навеки.
Пускай
по рецептам врачей
Появится
в каждой аптеке
Лекарство
для
грубых детей.
Воспитатель. Мы продолжаем с
вами работу по культуре поведения и общения. Эта тема нам знакома, мы
беседовали по ней не один раз. В повседневной жизни мы постоянно напоминаем вам
о правильных способах общения и поведения. Чтобы повторить их мы поиграем в
игру «Нужно, нельзя».
Игра «Нужно, нельзя»
На
доске вы видите две колонки: «Нужно» и «Нельзя». На столах у вас лежат листы с
предложениями. Каждый из вас выйдет к доске, прочитает и поставит в ту колонку,
в которую считает нужным.
(Дети
выходят, читают, ставят в одну из колонок, если делают неправильно, прошу
объяснить).
Предложения
для игры:
·
Смотреть
на того, к кому ты обращаешься.
·
Угрожать,
дразнить, обзываться, передразнивать, гримасничать.
·
Выражать
свое мнение. Начинать свою речь словом «Я»: я считаю, я чувствую, я думаю.
·
Внимательно
слушать, когда говорят другие.
·
Сплетничать
(рассказывать о чувствах другого человека или о его поступках за пределами
группы).
·
Уважать
чужое мнение.
·
Шуметь,
когда кто-то говорит.
·
Врать.
·
Говорить
искренне.
·
Спорить,
если не согласен.
·
«Ставить»
другим оценки, давать определения и критиковать.
·
Шутить
и улыбаться.
·
Объяснять
действия, мысли или поступки другого.
·
Говорить
по одному.
·
Перебивать.
·
Опаздывать.
Воспитатель. Продолжаем,
сегодня будем знакомиться с различными способами общения, основами эффективного
и безопасного общения.
Давайте
подумаем и скажем, а какими способами, используя какие средства, люди общаются
друг с другом? Я не говорю о телефоне. Я имею ввиду, с помощью каких действий,
люди выражают свои мысли и настроение.
Какие
есть мнения на этот счет? Вы будете отвечать, а я фиксировать ваши ответы на
доске.
·
слова
(речь)
·
выражение
лица (мимика)
·
жесты
·
позы
·
взгляды
Молодцы,
вы назвали много различных способов общения.
Общение
при помощи слов носит название вербального
общения, а все остальные способы называются невербальными.
А
теперь, я внесу дополнения в ваш список, и мы получим такую схему:
Вербальные
(слова)
Невербальные (несловесные)
Устная
речь Взгляды
Интонация
Письменная
речь Выражение лица (мимика), жесты, позы
Психогимнастика
Я
буду называть известные жесты. Если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши.
Если нет – делаем повороты, наклоны, приседания.
·
Гладить
по голове
·
Теребить
волосы
·
Высовывать
язык
·
Рукопожатие
·
Поклон
·
Сопение
носом
·
Хрустеть
пальцами
·
Подавать
руку женщине
·
Фыркать
·
Отдавать
честь
·
Хлопать
·
Крутить
пальцем у виска
Игра
Правила
игры: на обдумывание дается одна минута.
Право
ответить представляется тому, кто первым поднимет сигнальную карточку.
1. Откуда
пошел обычай снимать перчатки?
(С
рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он
относится к встречным доброжелательно!)
2. Откуда пошла
традиция снимать шапку при входе в дом?
(Обычай
возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране,
облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим
жестом хозяину: "Я не опасаюсь тебя!")
3. Ты идешь с
товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком,
приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
(Если
твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе.)
4. Вы вошли в
автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья.
Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
(Увидев
знакомых в автобусе, в читальном зале, на другой стороне улицы, их
приветствуют, если они вас заметили. Кричать, конечно, не следует. Слова
заменяют жестом, улыбкой, поклоном.)
5. В
школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного
руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь
Семенович". Правильно ли поступил Олег?
(Олег
поступил невежливо. Надо было сказать общее "Здравствуйте!")
6.
Как следует принимать подарки?
(Развернуть,
порадоваться и поблагодарить.)
7.
Как должна поступить девушка, после того, как придя к ней на день рождения,
юноша подарил ей цветы?
(Поблагодарить
и тут же поставить цветы в воду.)
8.
Нужно ли дарить дарственную надпись на книге?
(Лучше
надписать дарственную открытку и вложить её в книгу.)
9.
Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?
(Допускается
в крайних случаях, если вы спешите на поезд, или на последний автобус.)
10.
Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
(Лицом
к сидящим.)
11.
Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
(Юноше
– обязательно, девушке, если у нее высокая или большая шляпа.)
Игра “На одну букву”
1. Назвать качества
воспитанного, вежливого человека на букву “С:
(скромность,
совестливость, сострадание, и т. д.)
2. Назвать качества
воспитанного, вежливого человека на букву “Д”:
(достоинство,
деликатность, доброта, дружба, доверие, душевность, доброжелательность)
Составить как можно больше слов из
слова вежливость
Итог
игры
-
Ну вот поиграли, а теперь подведем итог. А для того, чтоб узнать как мы с вами
поиграли, вы должны прочитать каждую третью букву и сложить в слово.
А В М Ж С О Д Г Л Б И О Ж И Д Щ Ф Ц У Й Ы !
(Молодцы!)
-
Что мы повторили сегодня?
-
Что нового узнали?
-
Желаю вам быть людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться.
-
А теперь. С помощью жеста покажите, понравилось вам игра или нет.
-
Я думаю, что теперь вы задумаетесь над тем, что имеет значение не только то,
что человек говорит, но и как он это делает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий