Н. Носов


Сценарий литературно-игровой программы «Слышали ли вы про город из цветов?» (по творчеству Н. Носова)
                Зорина О.В. (воспитатель учебно-воспитательного комплекса        «Школа гуманитарного труда» Херсонского областного совета)



Цель: 
 1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н. Н. Носова, создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере жизни, творчества и произведений Н. Н. Носова, расширить читательский кругозор учащихся, развивать интерес к чтению.
2. Содействовать развитию деятельности, связанной с активной работой мышления: умением анализировать, классифицировать, обобщать.
Развивать чувство юмора.
3. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний.
Материал: презентация «Листаем хорошие книги», книжная выставка, шаблоны с иллюстрациями для разукрашивания.
                                                    Ход занятия.
        Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие наши гости!
Повернитесь к гостям,
Улыбнитесь гостям.
Повернитесь ко мне,
Улыбнитесь и мне.
Повернитесь друг к другу,
Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель. Наше внеклассное занятие называется: «Слышали ли вы про город из цветов?» Чей портрет вы видите на экране?            (Слайд № 3)
Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. А зовут его Николай Николаевич Носов.
Воспитатель.  Посмотрите на нашу книжную выставку. Сегодня на ней стоят книги замечательного детского писателя - Николая Носова. Возможно, вам знакомо это имя, попробуйте назвать книги этого автора, которые вы уже успели прочесть. (Дети называют.)

           

           

           

- Для начала познакомимся с жизнью самого писателя.
 Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года (то есть более 100 лет назад) в городе Киеве. (Слайд №5)
Отец его был актером, а мама – домохозяйка.  (Слайд №6)
 В 19 лет Николай поступил учиться в Киевский художественный институт, но вскоре перевелся на режиссерский факультет Государственного института кинематографии, который и окончил в 1932 году. Более 20-ти лет проработал Николай Носов художником-мультипликатором. (Слайд №7)
- Посмотрите внимательно на портрет писателя. Как вы думаете, каким по характеру был Н. Носов?
Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. Был очень любознательным, фантазером. И конечно такой человек, прежде чем начать писать книги пережил много интересного. О себе Николай Николаевич написал: "В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино. О том, чтобы стать писателем, я не думал.»
- Можете ли вы предположить, кем ещё работал Н. Носов?
- Я буду называть, кем пробовал стать Носов, а вы показывайте профессии жестами. (Дети стоят рядом со стульчиками и показывают.)
Ведущий. Николай Носов сразу после окончания школы хотел быть скрипачом, потом химиком, художником, поработал землекопом, косарем, возчиком бревен, рабочим кирпичного завода, фотографом, он увлекался радиолюбительством, электротехникой, учился играть на мандолине, торговал газетами и чуть ли не до полного изнеможения играл в шахматы, торговцем газетами, музыкантом, учителем, дрессировщиком, окончил институт кинематографии и стал кинорежиссером и детским писателем.
-  Как же получилось так что Николай Носов стал писать?
- У Николая Николаевича подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые все так полюбили. До «Приключений Незнайки» появились на свет книги о таких же ребятах как вы: «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Подробнее мы остановимся на веселых рассказах из сборников «Фантазеры» и «Тук-тук-тук». (Слайд №8)

Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» еще до Великой Отечественной войны. (Слайд №9)

 А потом вышла его книжка – сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Затем появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». (Слайд №12)

Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, наших сверстниках. И он получил Государственную премию за свои повести и рассказы. (Слайды № 10-11).

- Но произведения Носова до сих пор не устаревают, не выходят из моды, не теряют актуальности. А дети смеются, читая его произведения, в любые времена. Книги о Незнайке одни из самых известных в творчестве Носова. На рассказы Н. Носова были поставлены художественные фильмы и мультфильмы.
- Ребята, я предлагаю вам немного размяться и провести небольшую физкультминутку.
                                Незнайка потянулся,
                                Раз – нагнулся,
                                Два – нагнулся,
                                Три – нагнулся.
                                Руки в сторону развел,
                                Шляпу, видно, не нашел.
                                Чтобы шляпу нам достать,
                                Нужно на носочки встать.
(Вместе с детьми в классе воспитатель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту.)

Викторина по биографии Н. Носова           (Слайды №16 - 18)

- На ваших столах стоят вазы. Но вазы ваши пустые. Хотите наполнить их цветочками? Цветочки вы будете получать за выполненное задание. (Делим детей на две команды.)

- А сейчас мы с вами поиграем в «Поле чудес» по книге Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Ведущий: Сколько всего книг о Незнайке? (Дети: Три.)     (Слайд №20)

- Так же долго как и Н.Носов себя искал один из его героев.   (Слайд №21)
-  Может, назовете его? (Дети: Незнайка.)
Воспитатель. Это один из самых известных героев. Хотя у него и у других героев Цветочного города были прототипы, придуманные канадским писателем Палмером Коксом. В книгах о человечках «брауни» (домовых) около сорока персонажей, среди них есть персонаж по имени Незнайка. Наверно эта книга встретилась и Николаю Носову, а он придумал свои приключения для полюбившихся героев.

Конкурс «Назови героев книги «Приключения Незнайки и его друзей».

- У Незнайки было очень много друзей. Кто были его друзья?

(Предлагаем по очереди называть имена персонажей. Побеждает команда, где дети назвали больше имен.)

(Знайка, Незнайка, Цветик, Пилюлькин, Гусля, Тюбик, Винтик, Шпунтик, Торопыжка, Пулька, Авоська, Сиропчик, Пончик, Растеряйка, Стекляшкин, Молчун, Ворчун, Небоська, Гунька, Смекайло, Шурупчик, Гвоздик, Бублик, Микроша, Топик, Мушка, Кнопочка, Ромашка, Синеглазка, Галочка, Стрекоза, Медуница, Кубышка, Заинька, Ласточка, Кисонька, Снежинка, Белочка, Самоцветик, Соломка...) (Слайд 13)

- А у вас есть друзья? А кто дома, в семье ваш друг?
Это ваши родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
- Рассказы Н. Носова учат нас дружить, ценить дружбу. (Слайд 15)

 Конкурс «Соединить имена и профессии коротышек».
Ведущий. Николай Носов дал имена коротышкам, связав их с профессией или характером. Я буду называть профессию, а вы – имена коротышек.
Ученый (Знайка), врач (Пилюлькин, Медуница), музыкант (Гусля), художник (Тюбик), механики (Винтик и Шпунтик), астроном (Стекляшкин), охотник (Пулька).

- А теперь назовите имена, связанные с чертой характера. (Молчун, Ворчун, Растеряйка, Незнайка, Торопыжка, Сиропчик, Пончик, Авоська, Небоська.)

Конкурс «Угадай-ка!»
1. Какие цветы росли у дома коротышек? (МАРГАРИТКИ)
2. Что впервые в жизни увидел Незнайка в Зеленом городе? (АРБУЗ) (Слайд
36)
3. Чем можно измерить коротышек? (ОГУРЕЦ) (Слайд 26)
4. В чем обвиняла Медуница Незнайку? (САМОУПРАВСТВО)
    (Слайды 22-25, 27-36, 38-41)

Супер игра
Как в современном мире называют прибор, который изобрел Смекайло? (ДИКТОФОН)

- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. (Подведение итогов викторин.)

Кто выиграл СУПЕРИГРУ, тому предоставляется право провести разминку с ребятами (песня «В траве сидел кузнечик»).

- А сейчас для вас творческое задание. Вы должны подготовить иллюстрации к нашей всеми любимой книге про Незнайку. (Дети разрисовывают подготовленные шаблоны и создают из них выставку.)

                               

                

            

- Молодцы, ребята! Может быть, в будущем кто-нибудь из вас станет редактором, или художником, а может быть таким же великим писателем, как Н. Носов. (Слайд 4)

- Итак, с какой целью написал Носов свои произведения?
 (Ответы детей):
• Развеселить читателя.
• Подшутить над кем-нибудь.
• Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
• Разбудить фантазию.
• Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

- Чему учат нас произведения Носова? Если я назову правильное определение, вы хлопните в ладошки. Итак начали:
Добру
Злу
Лени
Юмору
Благородству
Хитрости
Дружбе
Зависти

Какими быть:
Честными
Лгунами
Правдивыми
Ленивыми
Смелыми
Глупыми
Любознательными

Ученик: Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.

Воспитатель. Если вам когда - нибудь станет скучно, а на душе одиноко, возьмите в руку книгу, любую из этих и … немедленно читайте. Читайте для себя. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе такое одушевлённое чувство приятной встречи с хорошим человеком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Квест-гра між 4-А та 4-Б класами 1 жовтня учні четвертих класів закінчили Тиждень фізкультури та спорту квестом-грою "Подорож у країн...