Консультация для родителей «Особенности адаптации первоклассников»

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс  факторов:
 · классный коллектив,
 · личность педагога,
· изменение режима,
 · непривычно длительное ограничение двигательной активности,
 · появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего,
 · достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности,
· очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы,
· а также низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой.
 По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. При этом, весь первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка и психологической готовностью к обучению, основными компонентами которой являются: умственная готовность, мотивационная готовность к школе, эмоционально-волевая готовность к школе, готовность к общению с одноклассниками и учителем.
Ребенка можно считать готовым к обучению в школе, если у него развиты такие показатели, как: Интеллектуальная готовность:
· развернутые и конкретные представления о мире (время года, страна, свой город, ф.и.о. родителей и др.);
 · способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы;
 · понимает скрытый смысл предметов;
 · присутствие познавательного интереса;
 · знать и уметь рассказывать сказки;
 · уметь пересказывать полно и последовательно рассказ;
· запоминание 6-10 предметов, слов;
· умение внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут);
· удерживать цель, намечать план, видеть ошибки.
 Математическая готовность:
 · умеет пользоваться количественными и порядковыми числительными;
· сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;
· сравнивать по длине, высоте, ширине;
 · размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
· различать форму предметов; · ориентироваться на листе бумаги;
· различать геометрические фигуры.
Речевая готовность:
 · речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
 · навыки речевого общения: говорит без ошибок, понимает сложные речевые конструкции ;
· правильность произношения звуков;
 · умение различать звуки речи на слух;
 · владение элементарными навыками звукового анализа слов;
· словарный запас (не менее 2000 слов, обобщающие слова - животные, транспорт, одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи...).
 Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
 · развитая пространственная ориентация, координация движений - подвижен, ловок ;
· развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация: правильно переносит простейший графический образ, навыки конструирования, рисования, лепки, владение ножницами и др.;
· большой объем зрительного восприятия.
 Психологическая и социальная готовность:
 · легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, ведет себя адекватно;
 · умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания;
 · может обратиться с просьбой к взрослому, прислушивается к замечаниям, старается их выполнить;
· любознателен, активен, не нуждается в дополнительных стимулах;
 · не провоцирует конфликты, не бьет первым;
 · формируется обобщенное знание многих социальных норм.
 Волевая готовность:
 · умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях, управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.
· организованность поведения · поддерживает опрятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции (уменьшение импульсивных реакций)
· умеет длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
 · присутствует желание учиться в школе, осознает важность и необходимость учения, преобладание “Я должен” над “Я хочу”.
На сегодняшний день существует много различных пособий для родителей по воспитанию и развитию детей, которые могут стать хорошим подспорьем при подготовке ребенка к школе. Вот некоторые из них:
1. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребёнка к школе и по какой программе лучше учиться?.- М.:" Новая школа ", 1993.
2. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога.- М.: Просвещение, 1992.
 3. Ефимова С.П. Как готовить ребёнка к школе. Советы врача. – М.: Просвещение 1992.
4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.
 Для того, чтобы первоклассник легче и быстрее прошел процесс адаптации к обучению в школе, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
 2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!". Лучше пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
5. Забудьте фразу"Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
 6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
 7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
 8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил.
9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
10.Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается) - необходимы.
11.В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"
 12.Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи. 13.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
 14.Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
 15.Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
16.Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим это 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

И самое главное: Любите своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока ещё с вами! Если ребёнок много видел, много понял, во многом поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот это и есть человек!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Квест-гра між 4-А та 4-Б класами 1 жовтня учні четвертих класів закінчили Тиждень фізкультури та спорту квестом-грою "Подорож у країн...