Музейный урок

Музейный урок
«Виртуальное путешествие по Херсонскому областному краеведческому музею»                    
                                         Зорина О.В. (воспитатель учебно-воспитательного      комплекса «Школа гуманитарного труда» Херсонского областного совета)



Задачи:
·                  формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
·                  формировать умения работы в группе, умения обобщать и делать выводы;
·                  формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с      музеем;
·                  развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
·                  формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
·                  развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
·                  в ходе творческой работы дети закрепляют понятия «музей», «музейные экспонаты».
Средства обучения: презентация «Херсонский областной краеведческий музей (виртуальное путешествие)», загадки, четверостишия, разрезанные по строчкам, бумага, карандаши, фломастеры.



                                                                  Ход урока
Организационный момент.
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
- Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?
- Правильно, ковер-самолет, машина времени. Представьте эту машину. (Выслушиваются ответы детей)
- Представили? Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям может привести малейшая неисправность? (Ответы детей.)
- Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке, верящих в неведомых богов.
Существует ли машина времени в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:
1.              Она похожа на дом, но дом необычный.
2.              В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
3.              Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
4.              Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.
5.  В нем предметы старины
      До сих пор сохранены,
      Любознательный народ
      Поглазеть на них идет.
                                             Ответ:  музей.
- Кто догадался, что это за «машина»?
- Да, это музей.
Музей - это учреждение, которое занимается собранием, изучением, хранением и экспонированием предметов истории, памятников, материальной и духовной культуры.

В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.
Однако музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место познания окружающего мира, всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии, созданный Птолемеем Сотером в 280 году до н.э. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. В те же времена существовали прототипы современных музеев, т.е. собрания определенных предметов. Именитые аристократы, собирающие в своих домах дорогие предметы искусства, ювелирные работы мастеров, стремились выделиться. Так владельцы красивых вещей отделяли себя от низших варваров. Музей был одним из способов самовыражения.
1-й чтец.   В тишине музейных залов
                     Время свой ведет отсчет,
                     Измеряя жизнь в столетиях,
                     Здесь история живет.
2-й чтец.     Музей нам дарит много впечатлений
                      И учит нас прекрасное ценить,
                      Мы знаем – память многих поколений
                      Музеи будут бережно хранить!
- Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»  (Варианты ответов: одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.)
- Ребята, какие типы музеев на сегодняшний день принято выделять?  (Ответы детей: художественные, исторические, естественнонаучные, технические, литературные, мемориальные, краеведческие.)
- Существуют необыкновенные музеи. Например:
·                  Музей футбола (Англия)
·                  Музей перца (Венгрия)
·                  Музей картофеля (Бельгия)
·                  Музей шпионажа (Финляндия)
·                  Музей Шерлока Холмса (Англия).
3-й чтец.   Археологи найдут,
                    И в музей передадут,
                    И посуду, и монеты,
                    Все старинные предметы.
                    А потом их разберут
                    И по залам разнесут,
                    Это будут экспонаты,
                    Чтоб смотрели их ребята.
Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.
Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:
·                  любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,
·                  уникальное создание природы,
·                  предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,
·                  прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).
Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.
- В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.
Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.
Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.
Почему вещи попадают в музей? Причины:
1.              Красота
2.              Память
- о важном событии,
- о великом или ужасном человеке,
- об обычаях, образе жизни
3.              Мастерство (технический прогресс)
4.              Древность.
5.              Диковинка, редкость (раритет).
6.              Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).
7.              Часть коллекции.
8.              Вещь, воскресшая под рукой реставратора.
- Сегодня я хочу пригласить вас в музей.
                Чтоб провести нам время интересно
                 И с пользой для себя и для друзей,
                 Нам долго выбирать не нужно место –
                 Мы дружно отправляемся в музей!
1. Станция «Музейная»
- Мы совершим с вами виртуальное путешествие в Херсонский областной краеведческий музей (слайд 2).
Краеведческий музей в городе Херсоне начинает свою историю с небольшой коллекции древностей, которую начал собирать в 1890 году известный украинский археолог и общественный деятель Виктор Гошкевич.
• Виктор Иванович Гошкевич (1860–1928)
Известный украинский историк, археолог, краевед, общественный деятель, издатель газеты «Юг», Герой труда (1927 г.), создатель и первый директор Херсонского историко-археологического музея, впоследствии Херсонского областного краеведческого музея (слайд 4).
В том же году коллекция Гошкевича получает официальное наименование «Археологический музей при Херсонском губернском статистическом комитете» (слайд 4).
Главный корпус ХОКМ, памятник архитектуры местного значения; построен в 1893 году как здание Херсонского окружного суда; с 1975 года – место пребывания администрации музея, головных экспозиций природоведческого и исторических (истории края до 1917 года, новейшей истории) отделов, зала А. В. Суворова, выставочных залов, главного фондохранилища (слайд 5).
Несколько позднее – в 1898 году в городе начинает работать Энтомологический кабинет губернского энтомолога, впоследствии выдающегося ботаника и эколога, Иосифа Пачоского.
• Иосиф Конрадович Пачоский (1864–1942)
Выдающийся учёный-натуралист, ботаник, зоолог, эколог, основоположник фитоценологии, один из создателей заповедника «Аскания Нова», директор заповедника «Беловежская Пуща» (1923–1928 гг.), создатель и первый директор Естественно-исторического музея Херсонского губернского земства, впоследствии отдела природы Херсонского областного краеведческого музея (слайд 4).
Корпус природоведческого отдела ХОКМ, памятник архитектуры местного значения, построен в 1906 году как здание Естественно-исторического музея Херсонского земства; это одно из старейших на юге Украине музейных зданий, использующихся по первоначальному назначению. Здесь расположены: экспозиция "Тайны мирового океана", постояннодействующая выставка "Редкие и исчезающие животные мира", мемориальная комната Иосифа Пачоского, фондовые помещения природоведческого отдела.
На основании этих двух центров формирования музейных коллекций в конце XIX века в Херсоне возникают два музея: «Археологический музей при Херсонской губернской ученой архивной комиссии», хранитель Виктор Гошкевич, и «Естественно-исторический музей Херсонского губернского земства», директор Иосиф Пачоский (слайд 5).
Корпус литературного отдела музея, памятник истории местного значения    (слайд 6). В этом доме с 1891 по 1915 годы жил выдающийся русский  писатель Борис Лавренев (1891–1959 годы). Здесь расположены: экспозиция литературного отдела, музей-квартира Бориса Лавренева, выставочный зал, концертный зал «Голубая гостинная». Уникальные книжные издания, ценные собрания эсклибрисов и гравюр, рукописи, оригинальные, живописные полотна, исторические и мемориальные вещи выдающихся писателей, которые вошли в мировую литературную элиту: А. С. Пушкина, Л. М. Толстого, Д. Д. Бурлюка, Н. Г. Кулиша выставляются в литературном отделе .
Структура экспозиционных площадей музея включает: четыре базовые экспозиции отделов (природоведческого, истории до 1917 года, новейшей истории и литературного), две постояннодействующие выставки: природоведческого отдела, три мемориальных экспозиции (комната И. К. Пачоского, музей-квартира Бориса Лавренева, зал А. В. Суворова) и шесть выставочных залов. Общая экспозиционная площадь ХОКМ составляет 2407 кв. м.
В фондах музея сохраняется более 170 тысяч музейных экспонатов. Археологические находки в нашем музее одни из наилучших в Украине. Возраст старейших находок более 17 тысяч лет; интересная коллекция монет античных городов Южного Причерноморья; большой комплекс образцов холодного и огнестрельного оружия 16-20 веков; коллекция охотничьего оружия 17-19 веков, которая привлекает внимание вытонченностью форм и высоким искусством мастеров-оружейников (слайд 24); прекрасные собрания фарфора, антикварной мебели.
Все разнообразие старины края представлено в отделах истории от скифских золотых украшений (слайды 11-14) и древнегреческих скульптур (слайд 19) до казацкого оружия (слайд 23), первых чертежей Херсонской крепости и художественных произведений прошедших столетий. Центральное место занимает экспозиция, посвященная основателям Херсона и связана с историческими личностями: Г. А. Потемкину, А. В. Суворову, Ф. Ф. Ушакову. Обращает внимание посетителей предметы этнографического характера – свидетельство многонационального состава края.
Уникальная коллекция флоры и фауны Херсонщины, собранная в конце 19 века известным ученым-биологом И.К.Пачовским – основа природоведческого отдела (слайд 25). Интересной для гостей музея является выставка «Редких и исчезающих животных мира» (слайд 27), на которой можно увидеть усурийского тигра, леопарда, снежного барса, медведей разного вида. Есть экспозиция, посвященная миру Нижнего Днепра, лимана, Азовского и Черного морей. Центральным экспонатом раздела «Жители мирового океана» является наибольший предмет Украины – 30 метровый скелет синего кита (слайд 28).
Херсонский областной краеведческий музей является одним из известнейших и ценных сокровищниц  Юга Украины.
                           Наш краеведческий музей, 
                            Богат историей своей.
                            И кто в музее не бывал,
                            Тот, значит, край не весь узнал!
- Ребята, давайте немного разомнёмся и проведем физкультминутку:
                                                     Вы, наверное, устали?
                                                     Ну, тогда все дружно встали.
                                                     Ножками потопали,
                                                     Ручками похлопали.
                                                     Покрутились, повертелись
                                                     И за парты все уселись.
                                                     Глазки крепко закрываем,
                                                     Дружно до 5 считаем.
                                                    Открываем, поморгаем
                                                    И работать продолжаем.

- Ребята, давайте вспомним, кто работает в музее?
                    Все экскурсии ведет
                    Человек — ... (экскурсовод)
4-й чтец.    Вдоль по залам, всё вперед
                     Поведёт экскурсовод,
                     Экспонаты нам покажет,
                     И детально всё расскажет.
- А кто еще работает в музее? (Ответы детей: реставраторы.)
- Кто такие реставраторы?  (Вариант ответа. Реставратор – это специалист по восстановлению обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в первоначальном, прежнем виде.)
- Молодцы, ребята! Отправляемся на следующую станцию.
2. Станция «Мастерская поэтов»
(Составление четверостиший о музее из готовых строк. Четверостишия разрезаны на строчки, дети пытаются собрать из них стихи.)
- Кто такие поэты? (Варианты  ответов. Поэт (от др. греч. «стихотворец») -писатель, создающий произведения в стихах; человек, одаренный природною способностью чувствовать, создавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное.)
- Сейчас мы попробуем себя в роли поэтов. Постарайтесь собрать рассыпные строчки в стихотворение.
а).          Мы по залам ходим-бродим,
               Что-то ценное находим,
                Нам здесь много неизвестно,
                Оттого и интересно.
б).            Для чего нужны музеи?
                 Чтобы знанья нам давать,
                  Посещая их, мы будем
                  Обо все на свете знать.
в).              Нам в музее интересно,
                   Что увидим — неизвестно,
                    Станем всё мы изучать,
                    Будет всё запоминать.
(Воспитатель инструктирует детей по правилам работы в группе, оказывает помощь.  Дети рассаживаются по группам, составляют стихи из данных строк, вступают в диалог. По окончанию работы каждая группа читает свое стихотворение.)
3. Станция «Мастерская художников»
(Индивидуальная работа)
                   Приди в музей и насладись,
                   В нем столько важных есть вещей!
                    Душой к искусству прикоснись,
                   Зови в музей родных, друзей!
- В какой музей вы бы хотели позвать своих родителей? (Ответы детей.)
- Давайте нарисуем пригласительные билеты для родителей. Что на них может быть изображено? (Ответы детей: кисточки, карандаши, мольберт, картины, часы, животных…)
(Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя. После окончания работы организовать выставку детских работ.)
Подведение итогов.
- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Что нового вы узнали, чему научились, что понравилось сегодня на уроке? (Ответы детей.)
                           Чтоб окунуться в прошлое не надо
                            Машину времени, поверь, изобретать.
                            Переступи порог в музея залы,
                             И кажется — как будто время вспять.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Квест-гра між 4-А та 4-Б класами 1 жовтня учні четвертих класів закінчили Тиждень фізкультури та спорту квестом-грою "Подорож у країн...