Интеллектуально-познавательная игра «Экскурс в страну чисел»


 Интеллектуально-познавательная игра «Экскурс в страну чисел»
               Зорина О.В. (воспитатель учебно-воспитательного комплекса «Школа гуманитарного труда» Херсонского областного совета)



Цели: привитие познавательного интереса к математике; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения; работать над развитием творческих способностей учащихся; формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы; формирование умения работать в группе; сплочение детского коллектива, воспитание чувства коллективизма.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, магнитная доска.
Раздаточный материал: жетоны «Смайлики»; медальки; карточки с ребусами; карточки с пословицами, разрезанными по словам; маркеры; карточки с представленными заданиями для капитанов; карточки с изображенными геометрическими фигурами; числовые рисунки-ребусы.
Технологии, применяемые на занятии: ИКТ, игровая.

                                               Ход мероприятия.
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
И внимательно считать.
- Ребята, отгадайте загадку:
                       Углы рисую и квадратики
                       Я на уроке... (математики.)
- Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в удивительную страну Математика. Путь будет нелегок. Но я надеюсь, что это путешествие прибавит вам творческих сил, укрепит веру в свои возможности, принесет вам радость и желание познавать новое.
- Мы уже с вами встречались с папой Миши и Маши Лобковых, с мамой Евы Малаховой. Они рассказали как им помогли школьные предметы (физика, химия, математика) в достижении успехов в их профессиях.
- Ребята, где в жизни и в каких профессиях ещё используется математика?
- Математика в играх.   (Слайд 3)
- Математика в торговле.     (Слайд 4)
- Математика в строительстве.    (Слайд 5)
- Математика в кулинарии.      (Слайд 6)
- Применение математики в медицине.      (Слайд 7)
- Значение математических дисциплин в различных видах спорта.   (Слайд 8)
 (Ответы детей о профессиях.)
- Без математики мир был бы неинтересен. Люди не совершали бы научные открытия ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Уметь считать просто необходимо, кем бы вы ни стали в будущем.
(Воспитатель читает стихотворение)
Запомните все, что без точного счета,
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.     
-Как видите, везде, в любой работе очень важна наука – математика. (Слайд 9)
- Математика стала наукой только с появлением числа.
 (Слайды 13-16)
- Великие математики Древней Греции.    (Слайд 10)                                             - Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, считал, что числа очень важны для жизни людей.
-Попробуйте сами прочитать по стрелочкам со слога МИ, что он     говорил о числах.  (Слайд 11)











- Примеры великих женщин-математиков.     (Слайд 12)
- Человек живет в мире чисел. С математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра до вечера.     (Слайд 17)                                                                                       -Когда ребенок появляется на свет, и с ним появляется его дата рождения. Кто может назвать дату своего рождения?     (Слайд 18)
-У каждого есть свой дом. К нему тоже прикреплено число. Кто знает свой домашний адрес?
- Числа радуют или огорчают. От «1» или «12» зависит наше настроение, а если твоя любимая футбольная команда забила 7 голов в ворота противника - как тут не радоваться?!
- Числа встречаются везде: в песнях, пословицах и поговорках, сказках и рассказах. Мы не можем обойтись без них.
- В названиях каких сказок есть числа?        (Ответы детей.)
-Существует число «13», которое покрыто суеверием.     (Слайд 19)
- Американский миллионер Поль Гети говорил: «Где 13 человек - я за стол не сяду. Чёртова дюжина не нужна за ужином».
-В итальянской лотерее нет №13.
-Во Франции нет домов с номером 13.
-В Женеве самолеты вылетают в 12 часов, а не в 13. В самолетах нет 13 места.
-Мы все переживаем, когда наступает «пятница 13».
- Интересные факты о элементах герба и флага США.      (Слайд 20)
-А вот число 7 тоже очень популярное.     (Слайд 21)
«Цифра 7 известна всем». Семерка в древности была окружена большим почетом: 7 чудес света, 7 дней в неделе, в радуге 7 цветов, у индусов дарят 7 слоников на счастье, а окружающий мир мы воспринимаем через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем пословицы и поговорки типа:
 Семеро одного не ждут.
 Семеро с ложкой, а один с сошкой.
 Семь пядей во лбу.
 Семь пятниц на неделе.
 Быть на седьмом небе.
 На семи ветрах.
 Работают до седьмого пота.
 Знать предков до седьмого колена.
 За семью печатями.
 Лиса семерых волков проведет.
 Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.
 Семь четвергов, и все в пятницу.
 Семь бед – один ответ.
 Семеро пастухов одну овцу пасут.
 Семерых одним ударом.
 Ходить семимильными шагами.
 Седьмая вода на киселе.
- Математика встречается в природном, животном мире.
 Самое большое животное в мире из ныне существующих
это, безусловно, голубой кит. Он является морским млекопитающим. В длину особи достигают 30-ти метров, вес чудища – около 180 тонн.
В то время как синий кит – наибольшее животное в океане, африканский слон – самое крупное сухопутное существо. Продолжительность жизни африканского слона 70 лет, высота в холке – 3,5 метра, вес – около 6 тонн.
Самое высокое животное в мире - это жираф – его длинная шея позволяет не сомневаться в этом. Высота взрослого жирафа от копыт до головы составляет до 6 метров, хотя рост в холке оказывается не таким уж и большим, составляя не более 3 метров. Длинная шея жирафа в два раза увеличивает его рост, и многим людям интересно было бы узнать, сколько же в ней имеется позвонков. На самом деле, их ровно столько же, сколько и у других млекопитающих – 7 штук. Однако они сильно вытянутые, и потому шея у жирафа не гибкая. Столь значительная длина шеи привела ко многим изменениям в организме этого животного – так, жирафу приходится делать 20 вдохов в минуту даже в спокойном состоянии, когда человеку хватает и 15-ти.
Самым быстрым наземным животным считается гепард, который способен бежать со скоростью более 110 км в час. Гепардам требуется лишь три секунды, чтобы достичь 100 км в час, что быстрее ускорения большинства автомобилей.
(Слайды 22, 23)
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать математическую гимнастику для глаз:
                     Нарисуй глазами треугольник.
                     Теперь его переверни вершиной вниз.
                     И вновь глазами ты по периметру веди.
                     Рисуй восьмерку вертикально.
                     Ты головою не крути,
                     А лишь глазами осторожно
                     Ты вдоль по линиям води.
                     И на бочок ее клади.
                     Теперь следи горизонтально,
                     И в центре ты остановись.
                     Зажмурься крепко, не ленись.
                     Глаза открываем мы, наконец.
                     Зарядка окончилась. Ты – молодец!
- Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума». Я предлагаю вам принять участие в математической викторине.
                      Уже готово всё к сраженью
                      Команды лишь сигнала ждут.
- А вот и наши команды. Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут дружно и весело. 
Команды будут состязаться, в умении логически мыслить, применять смекалку и свои знания по математике. Будет много интересных и весёлых заданий. В конце викторины мы посмотрим, какая команда была самая умная, внимательная, активная и творческая. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать смайлики.
Желаю вам успехов!
- В соревнованиях принимают участие команды: «Круг» и «Квадрат».           (Ребята приветствуют друг друга.)
Ведущий. Чтоб в игре не нарушить порядок,
                   Приветствия ваши мы выслушать рады!
1.Команда «КВАДРАТ», девиз: 
                      «У нашего «Квадрата»
                        Все стороны равны.
                        И наши все ребята
                        Дружбою сильны.»
2.Команда «КРУГ», девиз:
                      «Думай, пробуй и ищи,
                        Будет трудно - не пищи!»
Ведущий: Чтобы в игре прошло все без заминки,
Её мы начинаем…
Конечно с разминки!
Вопросы для команды «Квадрат»
1.Самая лучшая оценка школе?
2.Название сказки «Белоснежка и …гномов»
3.Сколько сторон у треугольника?
4.Пятый день недели…
5.Среда, какая по счету?
6.Как в сказке звали трех поросят?
7.Радугу составляют сколько цветов? (Семь.)
8. Сколько игроков в футбольной команде? (Одиннадцать.)
9. По небу летели: воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3.)
10. Сколько гномов окружали Белоснежку?  (Семь.)
 11.Третий месяц летних каникул. (Август.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Вопросы для команды «Круг»
1.Самая плохая оценка в школе…
2.Сколько детей было у мамы козы?
3.Сколько сторон у пятиугольника?
4.Второй день недели…
5.Суббота, какая по счету?
6. - На березе росло 50 яблок. Подул ветер, 10 яблок упало. Сколько яблок осталось? (На березе яблоки не растут.)
7. Восемь, семь или шесть лапок у насекомых? (Шесть.)
8. Волшебный цветочек девочки Жени имел, сколько разноцветных лепестков?   (Семь.)
 9. Музыка пишется с использованием скольких нот? (Семи.)
10. Сколько существует сторон горизонта? (Четыре.)
11.Второй зимний месяц. (Январь.)                                                                                                                                                                                                                                                                  
                           Подводятся итоги разминки.
1.    Конкурс «Математических загадок»
Загадки
Отрезки, прямые
Черти с ней скорей-ка!
Поля без труда
Проведет вам... (Линейка.)
***
Три стороны и три угла.
И знает каждый школьник:
Фигура называется,
Конечно ... (Треугольник.)
***
У нее нет ничего:
Нет ни глаз, ни рук, ни носа,
Состоит она всего
Из условия с вопросом. (Задача.)
***
Эти знаки только в паре,
Круглые, квадратные.
Мы все время их встречаем,
Пишем многократно.
Заключаем, как в коробки,
Числа в... (Скобки.)
***
Три плюс три и пять плюс пять,
Нужно это сосчитать.
Есть знак «плюс» и знак «равно»,
Может, «минус» — все равно.
Складываем, вычитаем,
Так, ребята, что решаем? (Примеры)
***
В нем четыре стороны,
Меж собою все равны.
С прямоугольником он брат,
Называется... (Квадрат)
***
Хоть куда ее веди,
Это линия такая,
Без конца и без начала,
Называется... (Прямая)
***
Он ограничен с двух сторон
И по линейке проведен.
Длину его измерить можно,
И сделать это так несложно! (Отрезок)
***
Числа плюсом прибавляем
И ответ потом считаем.
Если «плюс», то, без сомненья,
Это действие —... (Сложение)
***
Знает каждый карапуз:
Знак сложенья — это... (Плюс)
***
Мы на математике время изучали,
О минутах и секундах все-все-все узнали.
И можем вам сказать сейчас,
Что 60 минут есть... (Час)
***
Арифметическое действие,
Обратное сложению,
Знак «минус» в нем задействован,
Скажу вам без сомнения.
А в результате разность —
Не зря мои старания!
Пример решил я правильно,
И это... (Вычитание)
***
По-латыни это слово «меньше» означает,
А у нас-то этот знак числа вычитает. (Минус)
***
Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется ... (прямая)
***
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...(овал)
***
Четыре палочки сложил,
И вот фигуру получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (квадрат)
2. Конкурс «Решите математический ребус на картинке»
Одинаковые цифры обозначаются одинаковыми предметами (фигурами, буквами). Разные цифры — разными.
- Решите математический ребус на картинке, какое число скрывается под грибочком и звездочкой? Кто быстрее решит этот ребус, тот и получит смайлик.

Ответ: Под грибочком скрывается 7, 10-7=3; тогда под звездочкой цифра 8, 7+1=8.
3. Конкурс «Логика»
- Перед вами ребусы, которые содержат числа. Ваша задача их разгадать. У каждой команды по 3 ребуса. За правильный ответ вы получаете 1 балл. (Каждая команда получает ребусы на карточках)
1)     И100РИЯ - (история)
         По 2 л - (подвал)
         Р 1 а - (родина)
2)                  100 г – (стог)
                      С 3 ж – (стриж)
                      100 л б – (столб)
4. Конкурс Капитанов «Кто быстрее выложит фигуры»
Для команды «Квадрат»
Для команды «Круг»

5. Конкурс «Продолжи пословицу»
-Числа встречаются везде: в песнях, пословицах и поговорках, сказках и рассказах. Мы не можем обойтись без них.
1.Один за всех, … (все за одного.)
2.Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей.)
3.Семь раз отмерь, … (один раз отрежь.)
4.За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь.)
5.Один ум хорошо, … (а два лучше.)
6.Чеснок и лук от… (семи недуг.)
7.Семь бед… (один ответ.)
8.Работают до… (седьмого пота.)
9.Один-за всех, все-… (за одного.)
10.Два сапога-… (пара.)
11.Один собирает, … (другой зевает.)
12.Семеро не один, … (в обиду не дадут.)

 (Зрители участвуют в конкурсе «Пословицы и поговорки, содержащие число», заработанный балл получает команда, за которую они болеют.)
- Я предлагаю попытаться составить из разрезанных слов пословицу.
Чем семерых посылать, лучше самому побывать.
Двое пашут, а семеро руками машут.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь дел в одни руки не берут.
6. Конкурс «Угадай цифру»
1.  Вид её – как запятая.
     Хвост крючком, и не секрет:
     Любит всех она лентяев,
     А ее лентяи – нет. (2) 
2.   Думает он, что король,
      А на самом деле — ... (ноль)

3.  У кого одна нога,
     Да и та без башмака? (7)
4.  Что за цифра-акробатка? 
     Если на го­лову встанет,
     Ровно на три меньше станет. (9) 
5.  Кто-то ночью старый стул
     Спинкой вниз перевернул.
     И теперь у нас в квартире
     Стал он цифрою ...(4).
6.  Если ДВА перевернуть
     И внимательно взглянуть,
     Так и сяк взглянуть опять,
     То получим цифру ...(5).           
Подведение итогов конкурса. Вручение призов.
Ведущий.  - Вот закончилась игра
                      Результат узнать пора.
                      Кто же лучше всех трудился
                      И в игре отличился?
-Давайте посчитаем, какая команда больше всех набрала смайликов.
-Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! И поэтому:
-Самая внимательная команда №….
-Самая активная команда №…
-Поздравляем!
(Раздаем «медальки»)
(Слайд 24)
- Наша игра подошла к концу, скажите вам понравилось? (Дети отвечают). Так давайте же пожелаем друг другу счастья, улыбок, веселья, хорошего настроения, никогда не унывать, не ссориться, не печалиться, а жить дружно и весело.
- Давайте все друг другу поаплодируем, вы сегодня все были умниками и умницами и показали хорошие знания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Квест-гра між 4-А та 4-Б класами 1 жовтня учні четвертих класів закінчили Тиждень фізкультури та спорту квестом-грою "Подорож у країн...