Буллинг от А до Я: Все, что должны знать родители

Обидчик, жертва, свидетели и их родители
  
Все дети рано или поздно сталкиваются с буллингом: либо в качестве жертвы, либо в качестве обидчика, либо в качестве свидетеля, причем как онлайн, так и в реальности. Все эти роли оказывают разрушающее влияние на личность ребенка. Как помочь детям в каждой из ситуаций буллинга рассказывают педагог Мелисса Ловенштейн и психотерапевт Дженнифер Фрид.
Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.
Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.
Причины возникновения буллинга в детских коллективах
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:
· унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях;
· негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика;
· устрашающих и угрожающих жестов или выражений;
· привилегированного отношения к заискивающим учащимся;
· оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
 Мотивами буллинга являются:
· зависть;
· месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
· чувство неприязни;
· борьба за власть;
· нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
· самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
· стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
· стремление удивить, поразить;
· стремление разрядиться, «приколоться»;
· желание унизить, запугать непонравившегося человека.
Часто буллерами становятся:
· дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;
· дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;
· дети из властных и авторитарных семей;
· дети из конфликтных семей;
· дети с низкой устойчивостью к стрессу;
· дети с низкой успеваемостью.
Буллеры – это:
· активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
· агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;
· дети, стремящиеся быть в центре внимания;
· дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);
· максималисты, не желающие идти на компромиссы;
· дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;
· дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.
Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
• физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
• особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;
• особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
• плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
• страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
• особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;
• низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.
Поведенческие особенности жертвы буллинга: дистанцированность от взрослых и детей; негативизм при обсуждении темы буллинга; агрессивность к взрослым и детям.
Эмоциональные особенности жертвы буллинга:
· напряженность и страх при появлении ровесников;
· обидчивость и раздражительность;
· грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Статистика и типология
Если вы в своей жизни никогда не испытывали систематической травли или другого насилия со стороны человека, у которого больше власти или влияния, то вам может показаться, что буллинг — это мелочь. Тем не менее, согласно доклада департамента образования США, один из четырех детей в возрасте от 12 до 18 лет был жертвой буллинга за последний школьный год. В Украине, согласно исследования, проведенного для UNICEF, с буллингом сталкиваются 89% школьников.
Дети, ставшие жертвами буллинга больше подвержены тревожности и депрессии. Нам стоит перестать думать о буллинге в картинках из старых фильмов, вроде окунания человека головой в унитаз, — это случается, но намного реже. Травля приняла новые формы, и страдают от нее, прежде всего, дети, которые считаются группой «не такими». Часто буллинг в реальной жизни вырастает из кибербуллинга: злобные сообщения, угрозы, слив какой-то информации в сеть и последующий шантаж. Людям намного проще выражать свои негативные эмоции и обижать других, прячась за монитором. Недавнее исследование агентства McAfee показало, что случаи кибербуллинга утроились за последний год.
Суть проблемы
Буллинг — это не просто злость и подлость. Это неосознанное агрессивное поведение, возникающее из-за реального или ощущаемого дисбаланса власти. Буллинг имеет тенденцию повторяться и оставляет жертву в состоянии страха и стресса. Похожий эффект буллинг оказывает и на тех, кто оказывается свидетелем происходящего. Если дети поссорились или даже обозвали кого-то, или один раз исключили кого-то «из своей команды», то это не классифицируется как буллинг. Но если в детском коллективе формируется культура безнаказанного насилия, то это может создать у них ощущение дозволенности унижения других.
Последствия буллинга.
Последствия могут быть самыми разрушительными. Мы все слышали о тех жертвах буллинга, которые совершили из-за этого самоубийство. Сейчас на экраны вышел новый телесериал «13 причин почему» по книге Джея Эшера, где очень точно проиллюстрирована эта проблема. Жертвы буллинга могут прогуливать школу, перестать успевать в учебе, и эти перенесенные в детстве страдания несут вред и во взрослой жизни: намного чаще сверстников ставшие взрослыми жертвы буллинга чаще болеют и имеют психологические проблемы.
Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место:физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.
Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.
Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.
У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.
Если вы думаете, что ваш ребенок — жертва буллинга
В идеале ребенок приходит и рассказывает вам о том, что его травят. Но если ребенок об этом не говорит, а вы видите, что он стал грустным, расстроенным, боится чего-то, начните разговор сами. Скажите, что вы замечаете, что что-то не так, опишите детально, какие именно изменения в ребенке вы видите, но не давайте оценок. Никакого сарказма и поучений. Создайте для вашего ребенка безопасное пространство, где он может поделиться чем-то, что ему болит или за что ему стыдно. Задавайте открытые вопросы: «Мне кажется, что ты какой-то грустный в последнее время. Что-то случилось, что расстроило тебя?» или «Ты не хочешь идти в школу в последнее время и даже пытаешься сказаться больным, чтобы остаться дома, когда ты совсем не болен. Если в школе что-то происходит, почему ты не хочешь туда идти, давай поговорим об этом».
Будьте терпеливы. Расскажите, как вы пережили жестокое отношение со стороны других. Если ребенок расскажет вам о случаях буллинга, которые повергают вас в шок или гнев, не спешите реагировать сломя голову. Проявляйте эмпатию, думайте, слушайте: «Вот это был действительно стыдный момент!», «Похоже, что твой друг в этом случае ведет себя совсем не по-дружески!». Можете добавить позитива и похвалы: «А ты правильно повел себя!» или «Хорошо, что ты этим со мной поделился, о таком трудно говорить!». Дайте ребенку понять, что у него могут быть любые мысли, но убедите его в том, что никто не заслуживает быть жертвой буллинга. Никто и никогда. В момент, когда ребенок раскрывается, не бегите разбираться с родителями обидчика или с учителями. Для начала пусть ребенок выскажет свои чувства, постарайтесь подбодрить, успокоить его в ответ. Так ребенок будет знать, что может всегда вам все рассказать.
Если ваш ребенок — обидчик
Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то, во-первых, его необходимо остановить, во-вторых, создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.
Вам нужно заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим. Как этого добиться? Есть такой «примирительный» подход, когда работают со всеми участниками ситуации: жертвой, обидчиком, свидетелями. И между ними должен произойти честный разговор, который нужно умело модерировать. Здесь нужен фасилитатор, который сначала поговорит с каждым по отдельности. Потом все собираются вместе, обидчик садится в центр круга — он должен принять на себя ответственность за происшедшее. Обидчику также следует напомнить о его сильных сторонах и позитивных качествах. Затем ребенку нужно объяснить, что в случае честного намерения исправиться — которое нужно представить в виде текста и дать подписать ребенку — его не только простят, но дадут возможность исправить то, что он сделал. В школах эта процедура дает прекрасные результаты, и жертвы, и обидчики говорят об огромном испытанном облегчении, а процент рецидивов очень низок.
Дома в разговоре с ребенком пытайтесь применить этот «примирительный» принцип. Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это. Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение. Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок. Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга. Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе. Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.
Как еще можно помочь
Если первый этап с родителями провален, ребенок, будь-то жертва или обидчик, не раскрылся, нужно искать хорошего терапевта. Ищите тех, кто практикует диалектическую поведенческую терапию или десенсибилизацию и переработку движением глаз — эффективность этих двух методов доказана исследованиями. Пожалуйста, не забывайте, что многое зависит от культуры общения в вашей семье. Каждый человек у вас дома должен чувствовать себя свободным говорить о своих чувствах и мыслях, не боясь, что на него накричат или станут ругать и поучать. Если в сложных разговорах дома случаются крики, постарайтесь вернуть полемику в цивилизованное русло и дать возможность каждому прокомментировать такое агрессивное поведение. Унижение и угрозы не должны стать привычной формой общения. Если члены семьи были неправы, они должны признать, что были неправы, попросить прощения и узнать у тех, кого обидели, как исправить содеянное, и исправлять.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Квест-гра між 4-А та 4-Б класами 1 жовтня учні четвертих класів закінчили Тиждень фізкультури та спорту квестом-грою "Подорож у країн...