Игра-путешествие "Книга – наш друг!"


           Игра-путешествие "Книга – наш друг!"
                Зорина О.В. (воспитатель учебно-воспитательного комплекса «Школа гуманитарного труда» Херсонского областного совета)



Цели:
1.    Развивать стремление к чтению на основе увлекательной игровой деятельности.
2.    Расширять кругозор, внимание, логику.
3.    Раскрыть значение книги как источника знаний и мудрости.
4.    Воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним.
Оборудование: названия станций «Узнавайкино», «Угадайкино», «Развлекайкино», «Загадайкино», «Интеллектуальная», «Библиотечная», «Умейкино», выставка книг, рисунки к произведениям, правила обращения с книгой, презентация «Интересные факты о книгах», портреты писателей, лозунги «Чтение – вот лучшее учение» (А.С. Пушкин), «Любите книгу – источник знаний» (М. Горький).
                                              Ход игры.
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
1.    Вступительная беседа.
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Он посвящен вашим любимым друзьям.
Ребята, отгадайте загадку:
Кто на свете всех умнее
Кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас? (Книга).
С первого дня человек, появившись на свет, начинает учиться. Он учится ходить, понимать мир, говорить, читать. В основном через чтение человек получает знания.        (Слайд №3)
В те времена, когда люди не умели ещё ни читать, ни писать, знания передавались устно. Письменность сделала человеческую мысль бессмертной. Книги стали источниками знаний.
Они рассказывают нам о многом: о природе, людях, об истории…
Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книгу, чтобы лучше управлять своим станком; сельский труженик узнает о том, как вырастить хороший урожай; врач – о том, как помочь людям стать здоровыми; а учитель – о том, как лучше учить и воспитывать детей.
Книга - самое замечательное чудо на свете. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, и бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Но вдумайтесь, ведь книга - это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению.
Книга всегда рядом с нами. О чем бы мы не захотели узнать - книги расскажут, ответят на любой вопрос.
Книги - это верные, надежные друзья.
В самом начале своей истории книга была живой в прямом смысле этого слова. Она умело не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет. Поэтому первой книгой был - человек!
В истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг - людей. Он искал на рынках умных рабов, который заучивали по целой книге и хвастался перед гостями.

Как только начала возникать письменность, люди писали на камнях, на шкурах животных, потом на папирусе до того, как появилась бумага. В Индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.       (Слайды № 7, 8)

В древнем государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Аш-Шурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи полностью были уничтожены огнем. После пожара остались…Только книги!
Удивительно, не правда ли?
А знаете, в мире есть еще более удивительные книги, например из золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте, была найдена археологами при раскопке древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!       (Слайд № 14)

Но также книги различаются, как по содержанию, так и по форме.
А сейчас поговорим о размерах книг.
В Англии в прошлом веке была сделана самая большая книга: ее высота-представьте себе - с духэтажный дом! А размер букв в этой книге -15 см.         (Слайд № 4)
Существует и самая маленькая книга, которая была напечатана в нашей стране книга Тараса Шевченко - имеет высоту 0,6мм.
В Японии тоже есть маленька книга, и называется она «Муравейники» - ее размер с крохотную пуговицу.
Прочитать в таких книгах возможно при помощи большого увелечительного стекла.           (Слайды № 5, 6)
Среди самых удивительных книг, можно назвать книгу из кирпичей.
Но еще, пожалуй, удивительная книга - лента. Представьте себе длинную ленту в сто шагов длиной.        (Слайд № 11)
В Японии была напечатана книга на тоненьких листах из рисового теста, да еще с ароматическими добавками. Прочитал книгу и съел! 

Книга прошла целый путь, пока стала такой, какой мы привыкли её видеть. Первые книги состояли из глиняных плиток (слайды № 9, 10, 11), деревянных досок (слайд № 12), папируса (растение), кожи (пергамент) (слайды № 17, 18, 19).
 В России первые книги писали на бересте.       (Слайды № 15, 16)
Восковая свеча всем известна нам. Но книгу из воска нам никому не приходилось видеть. Ее придумали древние греки. (Слайды № 13, 14)

Наконец, их стали делать из бумаги.
- А вы знаете, где изобрели бумагу? (В Китае).        (Слайд № 21)
 Книги были очень дорогие, особенно рукописные, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строчку за строчкой. Писал он гусиным пером или острой палочкой.         (Слайды № 22, 23, 24)
Печатать научились в середине XV века.
С появлением книгопечатного станка (изобрёл его Иоганн Гуттенберг в Германии) книги стали быстрее создаваться. Книг стало больше, и они стали доступны всем.      (Слайд № 25)
На Руси первым книгопечатником был Иван Фёдоров. Самая известная летопись Древней Руси «Повесть временных лет». Ее написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII века. Он рассказал об истории Древней Руси, столице Киеве, первых русских князьях. Это повесть о начале Руси.
Первая печатная книга – в 1564 году, первый книгопечатник – Иван Федоров, который открыл типографию в Москве, затем во Львове. В 1574 г. – «Апостол» – первая учебная книга и «Азбука» – первый восточнославянский учебник для детей.       (Слайд № 26)

Когда вы читаете книгу, то в своём воображении представляете то, о чём говорится в ней. Так у вас развивается фантазия. Если при чтении книги вы что-то не поняли, вы можете вернуться назад и перечитать строки. Книга вас не обидит, не будет на вас раздражаться, перед ней вы не стеснитесь того, что вы чего-то не знаете.
Каждый год в мире издается примерно 800 тыс. наименований книг. Это в десятки раз больше, чем столетия назад.           (Слайд № 27)
- Скажите ребята, а каких детских писателей знаете вы?
Дети: Агния Барто, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Самуил Маршак, Николай Носов и др.
2. Игра-путешествие.
- Итак мы с вами отправляемся в путешествие в страну Чтения вот на этом паровозике. А чтобы нам было интересно, мы будем выходить на разных станциях и выполнять задания. Итак, в путь!
                               1 станция «Узнавайкино».
Вопросы о сказочных героях:
1.    Кто больше всего любил варенье? (Карлсон).
2.    Как фамилия почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).
3.    Кто подарил говорящее полено папе Карло? (Джузеппе).
4.    Как звали друга Винни-Пуха? (Пятачок).
5.    Кто из героев Р.Киплинга говорил: “Мы с тобой одной крови”. (Маугли).
                            2 станция «Угадайкино». Викторина «Знаете ли вы героев этих книг».
1.    “Неправильная” пчела по мнению Винни-Пуха? (Оса).
2.    В самолёт меня не сажают, говорят: “Лети рядом, раз мотор есть”. (Карлсон).
3.    Как называется любимое лекарство доктора Пилюлькина от всех болезней? (Касторка).
4.    Как звали молодого крокодила пятидесяти лет? (Гена).
5.    Зверёк, путешествовавший в ящике с апельсинами и поселившийся в телефонной будке? (Чебурашка).
6.    Какого мальчика звали дядя? (Дядя Фёдор).
7.    Хоть ничего не знает, а стал героем известной книги? (Незнайка).
8.    В русских народных сказках худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия (Кощей Бессмертный).
9.    Сосед полевой мыши в сказке «Дюймовочка» (Крот).
10. Что было у лягушки, когда её увидел на болоте Иван Царевич? (Стрела).
11.  Льстивая, хитрая обманщица во многих сказках (Лиса).
12.  Сказочный транспорт Бабы-Яги (Метла).
13.  Как звали черепаху в сказке «Золотой ключик» (Тортилла).
14.  Настоящее имя Царевны-лягушки (Василиса Премудрая).
15.  Деревянный шалунишка
      Подружиться мог бы с книжкой,
      Но в театр кукол он попал,
      Куклам верным другом стал (Буратино).
16.  В Простоквашино живет.
       Все хозяйство там ведет.
  Адрес точно я не знаю,
       Но фамилия морская (Кот Матроскин).
17. – Какая сказка начинается такими словами:
«Было у мельника 3 сына, и оставил он им, умирая, всего мельницу, осла и кота»? («Кот в сапогах» Ш. Перро).
18. Добрый доктор из сказки К.Чуковского? (Айболит).
19. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд).
                     3 станция «Развлекайкино».
                      Игра.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, Улыбнулась.
«1» – росой она умылась,
«2» – изящно покружилась,
«3» – нагнулась и присела,
на «4» – улетела.
                        4 станция «Загадайкино».
     - Отгадайте загадки:
1.    Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные. (Портфель).
2.    То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Кто такая я? (Тетрадь).
3.    Я всех знаю и учу.
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга).
4.    Я люблю прямоту,
И сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка).
5.    У карандаша простого
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрёт её она. (Резинка).
                    5 станция «Интеллектуальная».
     Воспитатель: А кто из вас берет книги из библиотеки?
Дети отвечают:
     Воспитатель: - Много есть пословиц и поговорок о пользе книг и чтения.      
 Народная пословица гласит: «Кто много читает, тот много знает.»
Как вы понимаете эту пословицу?  (Дети отвечают.)
Воспитатель: Правильно. Книги рассказывают нам о многом, нашей родине, о мире, в котором мы живем, о прошлом и о будущем людей.
Другая пословица гласит: «Книга- наш помощник в труде.»
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Правильно, рабочий читает книгу о станках и машинах, чтобы научиться лучше ими управлять, крестьянину, чтобы получить хороший урожай, врач - как лечить людей, учитель - как учить детей.
             Игра «Продолжи пословицу о книге и чтении»

(Слайд №28)

                     

А теперь проведем дидактическую игру «Сложи пословицу».
- Вам необходимо из слов составить пословицы о книгах и объяснить их значение, работать будете в парах. У вас на парте лежат карточки с написанными словами пословицы о книгах, которые надо сложить.
                                    Задания.
Книга-маленькое окошко, через него весь мир видно.
Книга-мост в мир знаний.
Книга-в счастье украшает. А в несчастье утешает.
     Книга-твой друг, без нее как без рук.
     Книга поможет в труде, выручит в беде.
     Кто много читает, тот много знает.
     Прочёл новую книгу – встретился с другом.
     Хорошая книга – лучший друг.

                6 станция «Библиотечная» (возле выставки с книгами).
- С детских лет книга помогает нам понять мир, что нас окружает. Книги веселые и грустные, рассказы о смелых людях, которые боролись за счастье народа, о тайнах природы, о том, как живут люди в далеких и близких краях… Вот об этом рассказывает книга. Она помогает в учении, в самовоспитании, обогащает знаниями, помогает мечтать, даже выбрать профессию.

               

                 Чтение учащимися стихотворений о книге.
1-й ученик
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведем.
2-ученик
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайные земли и движенье планет,
С тобой ничего непонятного нет.
3-й ученик
Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

- Кто принимает активное участие в создании книг?
- Над книгой трудятся много людей: лесорубы, сплавщики, писатели, ученые, художники, наборщики, печатники, переплетчики и еще много людей. А труд людей надо беречь.
- Вспомним, как нужно обращаться с книгой!
Книга: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Надеюсь, вы еще не забыли, как должны ко мне относиться?
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет сильно стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне. Если вы закончили читать, вложите в меня закладку, чтобы я могла спокойно отдохнуть. Наденьте на меня обложку. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми.     (Слайд № 29)
 Составление памятки.
1) Перед чтением оберни книгу.
2) Положи в нее закладку.
3) Бери книгу чистыми руками.
4) Страницы книги переворачивай за правый верхний угол.
5) Не клади в книгу предметы (ручки, карандаши), от этого рвется ее переплет.
6) Не загибай углы страниц.
7) Нельзя писать и рисовать в книге.
8) Если порвалась книга, подклей её.

                                7 станция «Умейкино».
Нарисовать и раскрасить любимых сказочных героев.
3. Заключение.
- Вот и подошёл к концу наш урок.
Читайте книги и претворяйте в жизнь всё хорошее, что найдёте в них. Делайте жизнь лучше. Успехов вам!
Я к вам обращаюсь, дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Квест-гра між 4-А та 4-Б класами 1 жовтня учні четвертих класів закінчили Тиждень фізкультури та спорту квестом-грою "Подорож у країн...